краевое государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение № 7
ул. Краснореченская, 58 8 (4212) 52-45-18
Навигация
Соревнования

Раздел не найден.

Самообразование

 
Самообразование как форма повышения квалификации и уровня профессионализма педагогических работников КГБ ПОУ 7

Автор - методист, преподаватель Ильин Пётр Викторович

   Модернизация образования требует от педагога осознания себя как активного участника образовательного процесса. Поэтому личностное и
профессиональное развитие педагога немыслимо без самообразования.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность. Но самообразование может быть
продуктивным, только если педагог испытывает потребность в собственном развитии, владеет способами самопознания и самоанализа, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности. При совершенствовании своего мастерства и развитии
компетентности перед педагогом встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и
интеллектуального развития обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности.

   Самообразование не замыкается определенными рамками, так как это источник вдохновения, способ выражения личности в повседневной ее
деятельности, ибо через самообразование преподаватель, систематически обновляя свои знания по предмету, растет как человек.
Через самообразование преподавателю, восполняя пробелы в знаниях, необходимо постоянно стремиться к совершенствованию применяемых в
учебном процессе форм и методов обучения. Именно свежие идеи, новизна подачи учебного материала, новые структурные построения проводимого занятия - всё это и многое другое должно быть в поле деятельности человека, совершенствующего свою систему педагогического мастерства.

   При многообразных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего, личностью
самого педагога и уровнем его профессионализма. Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир» (А.Дистервег), иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.

    Профессиональную компетентность как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.
Высокий уровень профессионализма педагога достигается, прежде всего, личностно-профессиональным саморазвитием, которое определяется
собственной активностью в изменении себя и раскрытии личностного потенциала в следующей этапной последовательности: формирование
внутренней мотивации - исполнительские действия - оценка достижений (рефлексия) - корректировочные действия. Саморазвитие педагога -
индивидуальный маршрут, проектируемый самим педагогом и инициируемый вариативными возможностями образовательной среды образовательной организации. Создание такой профессионально-развивающей среды является приоритетной задачей в условиях внутрифирменного обучения педагогических работников КГБ ПОУ 7.
 
  Система методической работы в нашей образовательной организации с целью содействия личностно-профессиональному саморазвитию педагогов в условиях вариативных возможностей образовательной среды включает диагностический, практический и аналитический компоненты.
   Диагностический компонент (в чем затрудняется педагог в своей образовательной деятельности, чему необходимо обучить?) заключается в
проведении анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям подготовки преподаватели хотели бы усовершенствовать свои знания, каким формам повышения квалификации отдали бы предпочтение, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности.    На данном этапе составляется план индивидуальной работы преподавателя на учебный год, включающий цель и задачи профессионального развития, содержание учебно-методической и методической деятельности, формы повышения квалификации. На этом этапе могут помочь анкеты:
   -«Диагностика затруднений и потребностей педагогических работников»;
   -«Факторы, . стимулирующие и препятствующие личностному и профессиональному развитию педагога»;
   -«Готовность педагогов к инновациям»;

   Практический компонент (как оказать содействие личностно-профессиональному саморазвитию педагога?) включает различные формы работы в соответствии с планом повышения квалификации педагогических кадров и индивидуальным планом.
 
    Аналитический компонент (как оценить уровень профессионализма педагогов?) связан с проведением мониторинга роста профессионального мастерства педагогов, анализом результатов, достигнутых преподавателями в разнообразных видах творческой самообразовательной деятельности. Своевременную фиксацию роста уровня профессионального мастерства педагогов обеспечивает оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Формируется также информационный банк данных о методической деятельности преподавателей (картотека профессионального роста, включающая индивидуальные результаты каждого педагога и достижения студентов).

   Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
   1- й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
   2- й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

   3- й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
   4- й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
   
  Как выбирается тема самообразования?
   Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает педагог в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Тема самообразования педагога может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ПОО.
   Составление плана самообразования. На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
1. название темы;
2. цели;
3. задачи;
4. предполагаемый результат;
5. этапы работы;
6. сроки выполнения каждого этапа;
7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
8. способ демонстрации результата проделанной работы;
9. форма отчета по проделанной работе.

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена. Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной методической работы:
   - ознакомление с литературой;
   - ознакомление с нормативно-правовыми документами;
   - изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
   - составление картотеки литературных источников; выписки из литературных источников.
 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной методической работы:
   - обоснование выбора темы; актуальность и новизна;
   - выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
   - формулирование цели и задач работы;
   - разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно- методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
   Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
   - доклада,
   - реферата,
   - статьи в журнале,
   - программы,
   - дидактического материала,
   - методического пособия,
   - научно-методической разработки;
  - инновационного продукта (проекта).

   Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет методический материал.
   Формы представления могут быть различны:
— выступления (отчет) на заседании МО, МС, педагогического совета;
— теоретический, методический и практический семинар;
— практикум;
— тренинг;
— мастер — класс;
— открытое занятие.

Литература (в "Электронно-библиотечной системе http://www.iprbookshop.ru "):
1. Астанина С.Ю. Модульный подход в практике профессионального образования [Электронный ресурс]: монография/ Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 178 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16938.— ЭБС «IPRbooks».
2. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 3, 2016 г.
3. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.— ЭБС «IPRbooks».
4. Писарева Т.А. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Писарева Т.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6318.— ЭБС «IPRbooks».
5. Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс]: проблемы и перспективы. Материалы международной заочной научно-практической конференции 26 ноября 2010 года/ А.Н. Акутина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6008.— ЭБС «IPRbooks».
6. Зенкова Т.М. Психология профессионального образования [Электронный ресурс]: практикум/ Зенкова Т.М.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22266.— ЭБС «IPRbooks».
7. Виноградов Б.А. Развитие системы оценки качества профессионального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Виноградов Б.А., Кукса И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2013.— 150 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23875.— ЭБС «IPRbooks».



  •